Методический доклад по теме Организация работы фельдшерско-акушерского пункта


 


 


 


 


 

 

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является наиболее крупным доврачебным амбулаторно-поликлиническим учреждением по оказанию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению и играет большую роль в лечебно-профилактическом обслуживании, проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, а также в санитарно-противоэпидемической работе. Создание ФАП вызвано особенностями, присущими здравоохранению на селе, необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы (врачебной амбулатории) по отношению ко всем имеющимся населенным пунктам.

ФАП обеспечивает раннее выявление инфекционных больных, проводит первичные противоэпидемические мероприятия в очагах, текущий санитарный надзор за территорией населенных мест. Важное место в деятельности ФАП занимает активное проведение санитарно-просветительной работы среди населения. Фельдшеры и акушерки принимают непосредственное участие в организации и проведении медицинских осмотров, ежегодной диспансеризации сельского населения. Основными задачами ФАП являются:

• оказание населению доврачебной медицинской помощи;

• своевременное выполнение назначений врача в полном объеме;

• организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов и участников Великой Отечественной войны;

• проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, сельскохозяйственного и бытового травматизма;

• осуществление мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

• участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов;

• подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

• своевременное извещение территориального ЦГиЭ в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

заведующего фельдшерско-акушерским пунктом (примерная)

1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается фельдшер, акушерка, медицинская сестра с законченным средним медицинским образованием.

2. Заведующий ФАП назначается и увольняется главным врачом ЦРБ (ТМО).

3. В своей работе заведующий ФАП подчиняется непосредственно главному врачу ЦРБ (ТМО).

4. Заведующий ФАП для оформления выдаваемых документов имеет круглую печать, штамп с указанием наименования ФАП, а также печать треугольной формы

5. Заведующий ФАП одновременно является заведующим аптечным пунктом ФАП и выполняет обязанности, предусмотренные «Положением об аптечных пунктах 2-й категории».

6. Заведующий ФАП ведет документацию, отчетность по утвержденным формам. Папки учетных и отчетных документов хранятся на ФАП.

7. В подчинении заведующего ФАП находится средний и младший медперсонал ФАП.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Заведующий ФАП обязан:

1. Оказывать населению своего участка бесплатную медицинскую помощь, а в необходимых случаях — больным и пострадавшим, не проживающим в зоне участка обслуживания.

2. Вести амбулаторный прием на ФАП всех больных, беременных женщин, родильниц, детей и обслуживать их на дому.

3. Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к такому больному или направлением в сельскую участковую больницу или другое лечебное учреждение в зависимости от состояния здоровья. В необходимых случаях сопровождать больного лично.

4. Выявлять среди обслуживаемого населения всех беременных женщин и брать их на учет в ранние сроки беременности. Проводить учет и выявление длительно и часто болеющих, больных с невыясненным диагнозом, а также требующих врачебного вмешательства. Обеспечивать своевременную явку их в соответствующее ЛПУ.

5. Проводить под контролем врача лечение больных, выявлять источник заболевания, обследовать лиц, находящихся в контакте с больными, а также обеспечивать проведение своевременного выявления туберкулезных и онкологических больных и их лечение по назначению врача.

6. Активно участвовать в диспансеризации населения, отбирать контингента, подлежащие освидетельствованию врачом. Проводить динамическое наблюдение и контроль за правильной организацией труда, проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.

7. Принимать все меры к тому, чтобы все беременные женщины находились под наблюдением. При каждом осмотре обращать особое внимание на наличие отеков, измерять АД, все данные опроса заносить в карту беременности (ф.11). Направлять беременных женщин на осмотр к врачу и в ближайшую лабораторию для сдачи анализов по установленным срокам, а также проводить забор материала для цитологического обследования с последующим направлением в цитологическую лабораторию. Следить, чтобы все беременные женщины поступали на роды в родильное отделение.

8. Осуществлять медицинское обслуживание детских дошкольных учреждений и школ, если эти учреждения не имеют штатных медработников.

9. Проводить совместно с врачом сельской участковой больницы (сельской врачебной амбулатории (СВА), центральной районной больницы (ЦРБ)) профилактические осмотры женщин и других контингентов населения (инвалидов и участников Великой Отечественной войны, механизаторов, животноводов и др.). Лиц, у которых при профилактических осмотрах выявлены изменения со стороны органов, тканей, слизистых и кожи, направлять на обследование к врачам-специалистам.

10. Проводить патронаж всех беременных, родильниц, детей с рождения до трех лет, согласно установленным срокам, с целью выявления ранее предписанных назначений и режима, обучения женщин правилам личной гигиены и ухода за ребенком, соблюдение режима кормления, а также с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями женщин и детей.

11. Проводить под наблюдением врача сельской участковой больницы (СВА, ЦРБ) профилактические прививки детскому и взрослому населению согласно действующим инструкциям.

12. Сигнализировать главному врачу ЦРБ (ТМО), а также райЦГиЭ о каждом случае инфекционного заболевания и одновременно направлять им экстренное извещение, принимать меры по предупреждению распространения заболевания.

13. Следить за санитарной очисткой населенных пунктов, проводить подворные обходы, контролировать санитарно-гигиеническое состояние школ, детских садов, магазинов, пищевых предприятий, источников водоснабжения и др. Сигнализировать в райЦГиЭ с предоставлением актов о неудовлетворительном состоянии обследуемых объектов.

14. Проводить противоглистные мероприятия:

• амнестическое обследование отдельных групп населения на тенидозы;

• взятие на учет выявленных больных и проведение их дегельминтизации.

  1. В соответствии с планом вести систематическое санитарное просвещение среди населения путем проведения лекций, бесед, выпуска санбюллетеней и т.д., используя для этих целей клубы, школы и другие общественные места. Проводить индивидуальные занятия с беременными женщинами по психопрофилактике. Расценивать санитарную пропаганду, как необходимую часть всего комплекса лечебно-профилактической работы. Активно пропагандировать здоровый образ жизни среди населения.

    16. Проводить всю лечебно-профилактическую, санитарно-эпидемиологическую работу по плану, утвержденному главным врачом ЦРБ (ТМО).

    17. Выполнять обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, правильно использовать и бережно относиться к средствам индивидуальной защиты, спецодежде. Своевременно проходить медосмотры и иммунизацию, проверку знаний, инструктаж и обучение охране труда и технике безопасности. Оказывать содействие руководителю структурного подразделения в обеспечении здоровых и безопасных условий труда и немедленно сообщать о несчастных случаях и ситуациях, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям. Твердо знать и выполнять правила техники безопасности.

    18. Посещать и участвовать в работе семинаров, конференций, совещаний в ЦРБ (ТМО). Проходить курсы повышения квалификации в соответствии с Постановлением МЗ РБ № 45 от 01.07.2002 г., но не реже 1 раза в 5 лет.

    19. Соблюдать трудовой распорядок, трудовую дисциплину, а также принципы этики и деонтологии.

    3. ПРАВА

    Заведующий ФАП имеет право:

    1. Иметь рабочее место, защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Обеспечиваться коллективными и индивидуальными защитными средствами. Получать выплаты вследствие нанесения вреда здоровью в результате производственной травмы.

    2. Выдавать свидетельство о смерти на дому, если он проводил лечение и наблюдение больного при жизни, за исключением несчастных случаев.

    3. Выдавать больничные листы сроком более чем на 3 дня, с соблюдением действующей инструкции при условии, если данный фельдшер включен главным врачом ЦРБ (ТМО) в список фельдшеров, которым разрешена выдача больничных листов и справок о болезни, карантине и прочих причинах отсутствия ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение.

    4. Имеет право начать оказание неотложной медицинской помощи лицам, в ней нуждающимся, в рамках своей компетенции и в объеме, определенном инструкцией.

    5. Давать указания и распоряжения подчиненному ему среднему и младшему медперсоналу ФАП, касающиеся непосредственной работы.

    6. Вносить предложения о назначении, поощрении и наложении административных взысканий на подчиненных ему работников.

    4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Заведующий ФАП несет ответственность за:

    1. Несвоевременное и некачественное оказание лечебно-профилактической помощи населению обслуживаемого участка.

    2. Сохранность и правильное использование медицинского оборудования, мединструментария, мягкого и твердого инвентаря на ФАП.

    3. Организацию и качество работы всего персонала ФАП.

    4. Правильное хранение и использование лекарственных средств.

    5. Правильное ведение медицинской документации и своевременное предоставление отчетности о проделанной работе, выдачу, учет и хранение больничных листов, справок о смерти и т.д.

    6. Выполнение и соблюдение инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка.

    7. Безаварийную эксплуатацию оборудования, сохранность средств индивидуальной защиты, спецодежды и средств производства, полученных для пользования.

    8. Сокрытие фактов производственной травмы, профзаболевания, нарушения охраны труда, пожарной безопасности, санэпидрежима, которые могут привести к аварии, пожару, увечью или гибели людей.

    9. Качество санпросветработы среди населения участка.

    10. Несоблюдение принципов этики и деонтологии.


     


     

    5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ

    1.
    Заведующий ФАП получает необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от главного врача ЦРБ (ТМО), заместителя главного врача по медобслуживанию населения, которому подчинен ФАП.

    2. Предоставляет в райЦГиЭ информацию обо всех случаях инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений населения и выявленных нарушений санэпидрежима.

    3. Предоставляет информацию по соответствующим разделам работы районным специалистам, оргметодкабинету ЦРБ (ТМО) в установленные сроки.

    4. Осуществляет руководство работой медперсонала ФАП.


     

    ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ САНЭПИДРЕЖИМА И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

    1.
    ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».

    2. Постановление Главного государственного санитарного врача РБ от 26.12.02 г. № 143 «Санитарные правила по осуществлению дезинфекционной деятельности».

    3. Постановление МЗ РБ от 11.07.03 г. № 71 «Об утверждении и ведении в действие «Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических организаций».

    4 Приказ МЗ РБ от 25.11.02 г. № 165 «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения».

    5. Приказ МЗ РБ от 16.12.98 г. № 351 «О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД».

    6. Приказ МЗ РБ от 02.04.93 г. № 66 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в Республике Беларусь».

    7. Приказ МЗ РБ от 21.10.03 г. № 166 «Об ограничении использования этилового спирта в организациях здравоохранения».

    8. Инструкция МЗ РБ от 25.11.00 г. «Гигиеническая и хирургическая асептика кожи рук медицинского персонала».

    9. Инструкция МЗ РБ от 23.03.99 г. № 40-9903 «Инструкция по выполнению инъекций и внутривенных инфузий в условиях ЛПУ и на дому».

    10. Методические указания МЗ РБ № 90-9908 от 30.11.99 г. «Контроль качества стерилизации изделий медицинского назначения».

    11. Методические указания МЗ СССР от 24.06.87 г «Дезинфекционные мероприятия при проведении физиотерапевтических процедур».

    12. Постановление МЗ РБ от 14.06.02г. «Об утверждении "Типовых правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов».

    13. Приказ МЗ РБ от 17.02.04г. № 33 «Об утверждении форм учетной медицинской документации организаций здравоохранения».

    14. Приказ МЗ РБ от 29.03.04г. № 75 «Об утверждении форм учетной медицинской документации организаций здравоохранения».

    15. Приказ МЗ РБ от 10.01.94г. № 02 «О мерах по совершенствованию профилактики столбняка».

    16. Приказ МЗ РБ от 03.09.01 г. № 225 «О совершенствовании организации выявления, динамического наблюдения и лечения больных с артериальной гипертензией».

    17. Приказ МЗ БССР от 04.09.87 г. № 179 «О введении учета, регистрации и анализа внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях».

    18. Приказ МЗ СССР от 30.05.86 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».


     

    ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

    1. Положение о фельдшерско-акушерском пункте.

    2. Должностные инструкции: заведующего ФАП; акушерки ФАП; патронажной медсестры ФАП; санитарки ФАП.

    3. График работы медицинского персонала ФАП.

    4. Табель оснащения ФАП, в том числе табель оснащения процедурного кабинета твердым инвентарем, средствами для оказания неотложной хирургической помощи, реанимационных мероприятий, неотложных мероприятий при отравлении.

    5. Опись сумки фельдшера.

    6. Опись сумки акушерки.

    7. Методические рекомендации по заполнению первичной медицинской документации и порядке учета посещений к медперсоналу ФАП.

    8. Методические рекомендации по организации экстренной медицинской помощи на ФАП, в СВА, СУБ.

    9. Правила оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях у взрослого населения и детей.

    10. Календарь профилактических прививок.

    11. Памятка по проверке работы ФАП специалистами районной больницы.


     

    ПОЧАСОВОЙ ГРАФИК РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

    8.00-8.10 — Начало работы:

    • надеть в гардеробе сменную обувь, чистый проглаженный халат или костюм с длинным рукавом, колпак, полностью закрывающий волосы;

    • снять с рук все украшения;

    • постоянно следить за тем, чтобы ногти были коротко подстрижены и содержались в чистоте.

    8.10-9.30 — Подготовка кабинета к работе:

    • проконтролировать качество проведенной санитаркой влажной уборки кабинета;

    • подготовить необходимую для работы медицинскую документацию;

    • подготовить необходимые для работы стерильные материалы и инструментарий, проверив их срок годности;

    • подготовить необходимый для работы перевязочный материал;

    • проверить наличие необходимых медикаментов и сроки их годности.

    9.30-13.00 — Работа на амбулаторном приеме:

    • выполнение врачебных назначений, оказание неотложной помощи;

    • профилактический осмотр населения;

    • отпуск населению аптечных медикаментов;

    • дезинфекция и подготовка к стерилизации отработанного инструментария;

    • дезинфекция и подготовка к утилизации отработанного перевязочного материала;

    • проведение санпрсветработы.

    13.00-13.30 — Обеденный перерыв

    13.30-15.30 - Работа на участке:

    • обслуживание пациентов на дому;

    • проведение профосмотров в школе, детском дошкольном учреждении;

    • контроль санитарного состояния поднадзорных объектов (магазинов, ферм, источников водоснабжения и др.);

    • посещение детей до года;

    • проведение санпрсветработы.

    15.30 - 16.00 — Дезинфекция отработанного мединструментария и материала

    16.00 - Окончание работы

    Примечание. Первая среда каждого месяца — посещение общебольничного семинара, получение бакпрепаратов в райЦГиЭ и медикаментов у главной медсестры ЛПУ.


     


     

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    акушерки фельдшерско-акушерского пункта (примерная)

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. На должность акушерки ФАП назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации акушерки, фельдшера-акушерки или фельдшера.

    2. Утверждение и освобождение от должности акушерки ФАП производится главным врачом ЦРБ (ТМО).

    3. Акушерка ФАП в своей работе руководствуется «Положением об акушерке ФАП», «Положением о ФАП», приказами,

    инструкциями, методическими и другими указаниями органов здравоохранения, а также распоряжениями и указаниями соответствующих должностных лиц.

    4. Акушерка непосредственно подчиняется заведующему ФАП. Методическое руководство ее работой осуществляет врач лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАП.

    5. Заведующий ФАП — фельдшер вправе привлечь акушерку в пределах ее компетенции и профессиональных прав для выполнения функций, возложенных на пункт, не предусмотренных «Положением об акушерке ФАП».

    2. ОБЯЗАННОСТИ

    Акушерка ФАП обязана:

    1. Выявлять беременных и гинекологических больных и оказывать им соответствующую лечебно-профилактическую помощь. В этих целях акушерка ФАП:

    • ведет амбулаторный прием на ФАП;

    • осуществляет патронаж беременных и родильниц на дому:

    • оказывает экстренную акушерскую и гинекологическую помощь с последующим вызовом врача или направлением женщин в соответствующие ЛПУ, сопровождая их в необходимых случаях лично;

    • ведет гинекологических больных на дому.

    2. Оказывать первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к такому больному или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.

    3. Своевременно направлять беременных женщин к врачам и в соответствующие стационары ЛПУ.

    4. Проводить профилактические осмотры женщин в сроки, регламентируемые документами МЗ РБ.

    5. Выполнять врачебные назначения.

    6. Подготавливать беременных и гинекологических больных к приему врачом на ФАП.

    7. Проводить санпросветработу среди населения по вопросам охраны материнства и детства, по пропаганде грудного вскармливания и здорового образа жизни.

    8. Посещать и участвовать в работе семинаров, конференций, совещаний в ЦРБ (ТМО). Проходить курсы повышения квалификации в соответствии с Постановлением МЗ РБ № 45 от 01.07.02г., но не реже 1 раза в 5 лет.

    9. Вести установленную документацию по своему разделу работы.

    10. При отсутствии в штате ФАП должности патронажной медсестры помимо своих обязанностей вести наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей первого года жизни.

    11. Соблюдать трудовой распорядок, трудовую дисциплину, а также принципы этики и деонтологии.

    12. Выполнять обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, правильно использовать и бережно относиться к средствам индивидуальной защиты, спецодежде. Своевременно проходить медосмотры и иммунизацию, проверку знаний, инструктаж и обучение охране труда и технике безопасности. Оказывать содействие руководителю структурного подразделения в обеспечении здоровых и безопасных условий труда и немедленно сообщать о несчастных случаях, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям. Знать и выполнять правила техники безопасности.

    13. Соблюдать трудовую дисциплину, правила трудового внутреннего распорядка, принципы этики и деонтологии.

    3. ПРАВА

    Акушерка ФАП имеет право:

    1. В пределах компетенции и профессиональных прав проводить обследование, устанавливать диагноз, устанавливать сроки беременности, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и проводить профилактическую работу среди населения.

    2. Давать указания и распоряжения младшему медперсоналу ФАП, касающиеся непосредственной работы.

    4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Акушерка ФАП несет ответственность за:

    1. Обеспечение соответствующего уровня оказания медицинской помощи беременным женщинам и гинекологическим больным, а также за качество санитарно-просветительной работы среди населения.

    2. Своевременное и правильное предоставление отчетности по службе.

    3. Нарушение трудовой дисциплины, не соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

    4. Несоблюдение принципов этики и деонтологии.

    5.
    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ

    1. Акушерка ФАП получает необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от заведующего ФАП.

    2. Представляет информацию по соответствующим разделам работы районным специалистам, оргметодкабинету ЦРБ (ТМО) в установленные сроки.


     

    ПОЧАСОВОЙ ГРАФИК РАБОТЫ АКУШЕРКИ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

    8.00-8.10 - Начало работы:

    • надеть в гардеробе сменную обувь, чистый проглаженный халат или костюм с длинным рукавом, колпак, полностью закрывающий волосы;

    • снять с рук все украшения;

    • постоянно следить за тем, чтобы ногти были коротко подстрижены и содержались в чистоте.

    8.10-9.30 — Подготовка кабинета к работе:

    • проконтролировать качество проведенной санитаркой влажной уборки кабинета;

    • подготовить необходимую для работы медицинскую документацию;

    • подготовить необходимые для работы стерильные материалы и инструментарий, проверив их срок годности;

    • проверить наличие необходимых медикаментов и сроки их годности.

    9.30-13.00 — Работа на амбулаторном приеме:

    • выполнение врачебных назначений, оказание неотложной гинекологической помощи;

    • профилактический осмотр женщин;

    • забор цитологического материала на исследования;

    • проведение санпрсветработы.

    13.00-13.30 — Обеденный перерыв

    13.30-14.00 — Работа с документацией

    14.00-15.00 - Выполнение врачебных назначений

    15.30 — 16.00 — Подготовка к окончанию работы

    • дезинфекция отработанного мединструмевтария и перевязояного материала;

    • подготовка материала к стерилизации;

    • получение необходимых материалов и медикаментов у заведующего ФАП.

    16.00 — Окончание работы


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


     

    1. Журнал «Мир медицины» № 7(57) 2004 г, статья
      С.М.Копытовой, главного специалиста по работе со средним медперсоналом Могилевского УЗО.


       

    2. Квалификационная характеристика.